Без особого скандала, но и не без горького сожаления со стороны Москвы весной 2018 года Индия в одностороннем порядке вышла из совместного с нашей страной проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Который, как считалось, должен был стать полноценным конкурентом американскому F-35.
Разработка новинки должна была вестись на базе тоже находившегося на ранних стадиях проектирования российского Су-57 (тогда еще именовавшегося ПАК ФА), но — по техническим требованиям индийцев. Су-57 вовсю летает. И даже успешно дерется с врагом над Украиной. А FGFA как не было, так и нет. Та с самого начал незадавшаяся работа ни шатко, ни валко продолжалась почти 11 лет, с 2007-го. Наша оборонка, только вставшая в ту пору с колен, явно рассчитывала на значительное финансирование со стороны Дели в размере не менее 6 млрд долларов. Индийские партнеры — на знаменитые на весь мир российские конструкторские и инженерные умы. И на созданные с их помощью невиданные прежде авиационные технологии. Потенциальный рынок для FGFA партнеры оценивался почти в 1000 самолётов. Двести с лишним таких машин должна была купить Индия. Столько же — Россия. А ещё где-то в третьих странах предполагалось найти покупателей на примерно 600 самых передовых самолётов-невидимок. Но ничего у нас с индийцами с этой много обещавшей программой так и не сладилось. Не станем останавливаться на причинах. Что было — быльем поросло. Просто отметим: семь лет назад Индия заявила, что с нее довольно мытарств. Денег, дескать, FGFA в российских КБ сжирает уйму. А ничего толкового в «железе» пока даже и посмотреть нельзя. Только дизайн. Да и то — лишь на «сыроватых» чертежах. И с этих самых пор нетерпеливые индийцы принялись создавать истребитель пятого поколения собственными силами. Но самостоятельно добились, если честно, очень немногого. Во всяком случае, сначала в апреле 2023 г. газета Times of India торжествующе сообщила было, что «Индия завершила проектирование собственного истребителя пятого поколения с технологией „стелс“ и готова к созданию прототипа данного самолета». По информации издания, полномасштабная инженерная разработка этого двухмоторного боевого самолета (Аdvanced Medium Combat Aircraft, АМСА) массой в 25 тонн тогда же была направлена на рассмотрение в Совет по национальной безопасности, возглавляемый премьер-министром Нарендрой Моди. Первый прототип АМСА предполагалось поднять в воздух через четыре года (то есть — в 2027-м). А спустя еще пару лет — начать серийное производство собственного истребителя. Однако что-то, похоже, не заладилось. Месяц назад, 27 мая, уже другая столичная газета — Hindustan Times, написала, что в руководстве Индии утвержден новый план разработки истребителя пятого поколения, оснащенного технологиями малозаметности. А прежний, выходит, в корзину? Похоже, что так. Местная фирма-разработчик вяло оправдывается, что, дескать, всему виной американская корпорация General Electric, которая якобы непростительно тянет с поставками двигателей. Как бы там ни было, факт остается фактом: истребителей пятого поколения у ВВС Индии нет до сих пор. Хотя у ее основного соперника в регионе Китая таковых в строю уже не одна авиабригада. Но пару недель назад в стане наших бывших партнеров по программе FGFA произошло событие, которое может придать внезапное ускорение до неприличия затянувшейся работе. Некоторые потенциально ключевые технологические тайны стелс-истребителей на Индию свалились буквально с неба. Дело в том, что 14 июня в международном аэропорту Тируванантапурам индийского города Кераль аварийную посадку совершил британский палубный ударный самолет F-35B Lightning II британских ВМС, один из самых передовых в мире в своем классе. Стоимостью, между прочим, в 109 млн долларов за штуку. Этот истребитель поднялся в воздух флагманского авианосца флота Его величества HMS Prince of Wales, который в то время выполнял учебно-боевые задачи в Индо-Тихоокеанском регионе. Во время полета летчик обнаружил серьезные неполадки в гидравлике истребителя, которые могли бы сделать его посадку на палубу авианосца слишком рискованной. Долгие попытки решить техническую проблему в воздухе привели к критическому перерасходу топлива на самолете. Ничего не оставалось, как попытаться дотянуть до индийского берега. Что и было сделано. Ближайшим крупным аэродромом оказался аэропорт Тируванантапурам. На полосу которого F-35B и совершил вынужденную посадку. Местные власти его откатили на одиночную стоянку у четвертого терминала аэропорта, выставили охрану. Но Лондону этого показалось мало. С авианосца HMS Prince of Wales вертолетом была прислана группа морских пехотинцев, которые выставили собственные посты вокруг попавшего в беду самолета. Как пишет западная пресса, инцидент мгновенно «вызвал обеспокоенность в Соединенном Королевстве по поводу безопасности чувствительной технологии самолета. Вызвав вопросы у законодателей и подчеркнув сложность эксплуатации передовой военной техники в геополитически чувствительном регионе». Дело зашло столь далеко, что на другой день была вынуждена вмешаться Палата общин британского парламента. Она потребовала от правительства страны отчета о том, какими мерами оно намерено гарантировать, что чувствительные системы самолета, включая радиопоглощающие покрытия и набор датчиков, останутся в безопасности во время размещения в иностранном гражданском аэропорту. В ответном заявлении Министерства обороны подчеркивается: «Самолет остается под строгим британским контролем, а персонал Королевских ВВС охраняет его круглосуточно». При этом Лондон и Дели на официальном уровне не устают расшаркиваться, заверяя друг друга во всяческих взаимных симпатиях и отсутствии хоть каких-либо подозрений. Так, лондонская Independent на днях рассказала: британские официальные лица заверили ее, что у них ни малейших подозрений в том, что в отношении аварийного самолета могут быть допущены факты шпионажа. Более того — они благодарны индийским союзникам за то, что те обеспечили безопасность истребителя, пока он ожидает необходимого ремонта, который должна провести специальная команда, прилетевшая из Великобритании. «Но, — справедливо продолжает Independent, — аналитики говорят, что с каждым днём, пока самолёт находится в нерабочем состоянии на иностранной территории, вопросы о том, что пошло не так и может ли какая-либо третья сторона попытаться получить доступ к нему, будут звучать всё громче». Мало того. Излишне навязчивая военно-дипломатическая вежливость вокруг инцидента в Керале, вообще-то говоря, только укрепляет подозрения в жгучем интересе индийской научно-технической разведки к почти упавшему ей в руки F-35B. Просто потому, что любая разведка любой страны совершенно точно не преминула бы воспользоваться таким роскошным шансом резко продвинуть вперед отечественную конструкторскую мысль. Для справки: Разработанный американской фирмой Lockheed Martin для короткого взлета и вертикальной посадки, этот одноместный, одномоторный сверхзвуковой реактивный самолет F-35B (STOVL: Short take-off and vertical landing, в переводе — короткий взлёт и вертикальная посадка) предназначен для боевых операций с палуб авианосцев и десантных кораблей. Сведенная к минимуму радиолокационная поверхность рассеивания (примерно размером с мяч для гольфа) делает его практически невидимым для большинства радаров противника. Естественно предположить, что особый интерес любой научно-технической разведки мира вызвал бы состав радиопоглощающего покрытия британско-американского самолета, позволяющий ему добиться столь впечатляющих показателей скрытности. А спектральный анализ этого покрытия наверняка позволил бы, надо полагать, чем-то подобным вскоре обеспечить и будущий индийский истребитель пятого поколения. И еще наблюдение: пока британцы и индийцы уверяли друг друга, будто они истинные джентльмены и камни за пазухой им просто противны, вокруг тщательно охраняемого британской морской пехотой истребителя продолжались странные события. Хозяева аэропорта Тируванантапурам сразу же предложили гостям откатить свой истребитель в ангар. Ибо, мол, в этой местности часто идут сильнейшие муссовые ливни. Которые, таким образом, помешают процессу ремонта. «Как бы не так?» — отвечали подозрительные британцы. И целых две недели ни за какие коврижки не соглашались упрятывать F-35B под крышу. Почему? Это Independent пояснил Марк Мартин, эксперт в области авиации. По его мнению, пока самолет находится на открытом месте, за каждым, кто к нему приближается, наблюдают не только часовые, но и британские разведывательные космические спутники. «Так что, если кто-то приблизится к боевой машине, Великобритания узнает об этом первой», — резюмировал Мартин. Как бы там ни было, через пару недель неисправный истребитель все же перекатили в ангар. Где им сейчас занимается ремонтная бригада, срочно прилетевшая за этим делом через два океана. Говорят, если у бригады ничего не получится, за F-35B в Тируванантапурам Лондоном будет прислан военно-транспортный Boeing C-17 Globemaster III. Он доставит аварийную машину туда, откуда она и уходила в поход на HMS Prince of Wales. А истинными джентльменами ли оказались радушные с виду индийцы? Или все же (что было бы логично, согласитесь!) профессиональными разведчиками? Это станет понятно по тому, насколько быстро двинется вперед (и двинется ли вообще?) программа их страны по созданию собственного истребителя-невидимки пятого поколения Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). По новому плану Дели она должная быть завершена к 2035 году. Хотя совсем недавно в прессе появились сведения, что Индия готова все это бросить, признать свои ошибки в военно-техническом сотрудничестве с Россией. И — чего проще? — начать закупать у Москвы ее уже летающие передовые истребители Су-57. О возможности такого разворота всей этой почти детективной истории в середине июня рассказал американский журнал National Interest.
Свежие комментарии